Постоянные читатели

четверг, 7 апреля 2016 г.

Механизмы социальной перцепции


1. "Встречают по одежке" - большое влияние на мнение о человеке оказывает внешний вид.
2. Эмпатия - сопереживание, сочувствие. 
Основана на умении представить себе, что происходит "внутри" человека. 
Сочувствие - отклик на чувства других, переживание этих чувств совместно; без зависти, искренне, близкие люди, друзья.
3. Аттракция - понимание другого человека, которое основано на привязанности , дружеских чувствах, любви.
4. Казуальная атрибуция - стремясь понять другого человека, пытаемся выстроить схему, понять мотивы поступков.
5. Идентификация -ставим себя на место партнера.
6. Рефлексия - осознание, самоанализ самого себя.




Типы собеседников

Участники общения могут рассматриваться как доминантный и недоминантный собеседник.
Доминантный собеседник: если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Если он что-либо объясняет, то буквально "втолковывает". Если выслушивает - непременно задает уточняющие вопросы. Лидирует в общении. Не всегда такая манера общения оказывается приятной. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы.
Умеет принимать на себя ответственность.
Недоминантный собеседник: чаще всего застенчив, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Склонен перекладывать ответственность на других.

Другая пара противоположностей в общении - мобильные и ригидные собеседники.
Мобильный собеседник: с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые легко сменяются другими. Для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия.
Ригидный собеседник: не сразу включается в беседу, ему нужно время, чтобы составить свой план. Идеальный слушатель, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером утомительно. В общении с таким собеседником не  стоит раздражаться и торопиться закончить разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное.

Экстраверты и интроверты также различаются в общении при взаимодействии.
Экстраверт: весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления. Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, "камня за пазухой не держит".
Интроверт: не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его иногда трудно понять, потому что иногда он ведет внутренний разговор с собой).  Многие кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу.

четверг, 17 марта 2016 г.

Словарь составляющих невербального общения

Активность – способность человека производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Взаимопонимание – способ отношений между отдельными людьми или социальными группами. Реализуется через взаимовосприятие невербального  поведения.
Взгляд - направленность зрения на что-либо.
Гормоны – органические соединения, вырабатываемые разными органами для регуляции, координации.
Господство – власть, возможность распоряжаться.
Доминирование – главенствующее положение над другими субъектами или предметами.
Жесты – действие или движение человеческого тела, имеющее определенное значение или смысл.
Изменения – превращение в нечто другое.
Кортизол – гормон стресса.
Лидер – глава, руководитель, авторитетный человек.
Мысли – действия ума, разума, рассудка.
Мимика – выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, эмоций, чувств.
Невербалика – вид общения без использования слов.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия объектов.
Оценивание – сравнение- то, что есть – то, что должно быть.
Поведение – внешняя проявляющаяся активность живых существ.
Подмигивание – сознательное мимическое движение, прищуривание одного глаза.
Позы – положение, принимаемое человеческим телом.
Разум – высший тип мыслительной деятельности.
Рукопожатие – жест приветствия или прощания.
Сила – ощущение могущества, влияния.
Смайл – графическое выражение эмоции.
Сознание – продукт деятельности головного мозга.
Съеживание – сжатие, сокращение.

Тело – отдельный предмет в пространстве.
Тестостерон – гормон, который отвечает за половое поведение человека.
Уверенность – твердая вера во что-либо.
Угроза – запугивание.
Улыбка - выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку.
Ум - это совокупность способностей к восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения.
 Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Хитрость -  качество характера, которое, как правило, связано с обманом для достижения какой-то корыстной цели.
Чувства - эмоциональный процесс человека.



Личность, её социализация и воспитание

1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» различно
  • Человек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда
  • Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа 
  • Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей
  • Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
2. Элементы структуры личности (К. Платонов)
  • Низший уровень – биологически обусловленная подструктура
  • Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека
  • Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт
  • Высший уровень – направленность личности
3. Понятие социализации
  • Это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.
  • Это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
4. Стадии Социализации
  • Первичная социализация (адаптация)
  • Стадия индивидуализации
  • Стадия интеграции
  • Трудовая социализация
  • Послетрудовая социализация
5. Воспитание
  • Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.
  • В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность.

Структура личности по З.Фрейду


Источник информации- Обществознание. про



суббота, 20 февраля 2016 г.

Социальное познание

Предмет социального познания- общество и человек в нём.

  • Субъект познания (ОБЩЕСТВО) и объект познания (ОБЩЕСТВО) совпадают.
  • Возможности наблюдения и эксперимента в социальном познании ограничены