Постоянные читатели

среда, 28 сентября 2016 г.

Социальная сфера

Социальные институты


1. Что такое социальный институт?


Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

2. Типы социальных институтов


Главные (удовлетворение базовых потребностей людей)

Неглавные выполняют более частные задачи, входят в основные институты.

3. Функции социальных институтов
1. Явные (открыто определяются, фиксируются в законах, программах, уставах, закрепляются в системах социальных статусов.)
2. Скрытые (могут приобретать негативный характер; вытекают из явных)

4. Социальная инфраструктура


Инфраструктура - это составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.

Социальная инфраструктура - это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
В социальную инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.  




пятница, 9 сентября 2016 г.

Как я провела лето. Групповая сплоченность (работа в лагере). Функции семьи, как малой группы(я и моя семья). Самосознание(наедине с собой).

Лето- лучшее время года. Наконец-то начинаются долгожданные всеми каникулы, это значит, что можно заниматься любимыми делами не беспокоясь о том, что нужно делать домашнее задание или готовиться к контрольной работе. Моё лето 2016 было очень насыщенным, и я готова поделиться с вами самыми яркими моментами моих каникул.

1. Июнь.Групповая сплоченность. 
Лето- это масса свободного времени, которое хочется провести с пользой. Мои каникулы начались в нашем школьном лагере. Я и несколько моих одноклассников были там в качестве вожатых. Мы были отличной сплоченной командой, которая преследовала цели- радостные детские улыбки и удовольствие детей от пребывания в лагере. Я и ребята занимались организацией различных мероприятий и квестов. Мы активно делились интересными идеями и мнениями друг с другом, получали позитивные эмоции во время обсуждений и репетиций, увлекались процессом подготовки отрядных уголков. Наша деятельность требовала тесного взаимодействия, поэтому работали одной дружной компанией. Каждый из нас чувствовал ответственность перед друг другом, поэтому, если было необходимо, мы оказывали помощь и поддержку внутри вожатского коллектива.  Я думаю, что мы успешно воплотили все наши задумки. Итог- сплоченная группа, довольные дети, мы счастливы!:)


2.Июль. Особенности семьи как малой группы (Функции семьи: хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная). 
Семья- для каждого человека это особое слово, которое вызывает самые разные эмоции. С точки зрения обществознания, семья- это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Каждая семья выполняет функции, имеющие определенные социальные последствия.
В июле я поехала в гости к любимой бабушке. Ежедневно она учила меня готовить вкусные блюда, вместе мы ходили в сад, где я получала различные указания. По выходным нас посещали моя мама и дядя с семьей, поэтому бабушка отправляла меня в магазин за продуктами, пока она делала работу по дому. 
Семья всегда находится на первом месте для меня, поэтому время, проведенное вместе с семьей, дарит мне заряд уверенности и тепла. Каждую субботу мы собирались за большим столом и рассказывали друг другу интересные истории, играли в различные настольные игры, смеялись, обсуждали совместные планы, пересматривали семейные альбомы. А по воскресеньям мы ходили в походы, где пели песни, фотографировались, собирали грибы и ягоды,  купались в озерах.
Спасибо моим родным за то, что я получаю огромную поддержку и любовь, именно это придает мне силы и уверенность в себе.

3. Август. Самосознание.
Давно мечтала разобраться в себе, ведь оценка своих качеств, знание о себе- это важная часть становления личности.
В конце моих летних каникул, я самостоятельно решила заняться самосовершенствованием. Прочитав немало произведений, я начала рассуждать о жизни, пришла к выводу, что только я ответственна за свои действия и принимаемые решения. Я подумала, что я смогу сделать в 11 классе, после изучения самой себя.
Отдых подошел к концу, я оценила собственные возможности и поставила перед собой определенные цели, в этом году буду стараться раскрыть весь творческий потенциал своей личности.

Лето 2016 зарядило меня энтузиазмом и энергией, я готова работать над собой и получать знания.





Социальная сфера

Социальная структура и социальные отношения


1. Социальная стратификация

  • Социальная дифференциация - разделение обществ на различные социальные группы ("дифференциация" = "различие").
  • Социальное неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.
Возможно ли устранение социального неравенства?
По моему мнению, нет. Социальное неравенство существовало во все исторические периоды, оно подобно скелету выстраивает классовую иерархию, что служит основой общества. 
Социальное неравенство- стимул для развития низших слоев населения, оно создает производительные силы общества.
Я считаю, что разные способности людей являются одной из причин социального неравенства. Более способные всегда оказываются на верхушке.
Однако, если мы не можем полностью устранить социальное неравенство, мы в праве смягчить его воздействие.
  • Страта – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
Исторические типы стратификационных систем

2. Взгляды философов на проблему неравенства
К.Маркс
Главная форма социальной стратификации - общественный класс.
Главный классообразующий признак- отношения собственности на средства производства.
Классы- пролетариат и буржуазия.
Экономические факторы определяют классовую стратификацию общества.
Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

М.Вебер
Социальная структура- классы.
Экономический критерий- богатство, т.е. накопленный доход.
Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т.е. возможность получить общественные блага.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для человека группы, названные им статусными.
Классы различаются жизненными шансами, статусные группы- стилем (образом) жизни. 
Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти.
Верберовский подход основывается на на трех главных критериях- собственность, престиж, власть.

3. Социальная мобильность и социальные "лифты"
Социальная мобильность- переход людей из одних общественных групп в другие.
Человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компании), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

  • Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства).
  • Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.

1. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
2. Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальные "лифты":
1. Армия
2.Церковь
3.Школа

4.Люмпены и маргиналы
  • Люмпены- люди, опустившиеся на дно общественной жизни (бродяги, нищие, бомжи). Это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.
  • Маргинальные слои- группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации- массовая миграция из села в город (1920-е - 1930-е гг.)



четверг, 5 мая 2016 г.

Взаимоотношения в ученических группах

Наш класс - это формальная малая группа.
Давайте рассмотрим, какие взаимоотношения могут возникать в ученической группе. Благодаря школьному классу, в котором подростки проводят большую часть своей жизни, можно проследить развитие деловых и эмоциональных межличностных отношений, симпатий и антипатий, интенсивность личных контактов, удовлетворенность личности группой.

Данная малая группа преследует цели - получение определенных знаний, усвоение умений, навыков, способов деятельности. Учебно познавательная деятельность обуславливает общение учащихся и складывающиеся на его основе межличностные отношения

У  школьного класса есть свои ступени роста. (Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел)
Учащимся, чтобы встать на новую ступень, необходима выработка и усвоение групповых норм и ценностей.

Классные и внеклассные ученические объединения ставят учащихся в различные позиции по отношению друг к другу. Например, в разных объединениях один и тот же человек может занимать разное положение.
Каждая временная группа - новая социальная ситуация в жизни подростка. А то есть это: новый статус, новая роль, новые личностные приобретения.
С помощью таких временных групп у подростка остается заметный след в формировании личности, что оказывает влияние на его поведение, деятельность в классе.
Особо значимы для учащихся неформальные группы- группы приятелей и друзей.
В этих группах ценится открытость отношений, искренность, независимость, свобода самовыражения.

четверг, 7 апреля 2016 г.

Механизмы социальной перцепции


1. "Встречают по одежке" - большое влияние на мнение о человеке оказывает внешний вид.
2. Эмпатия - сопереживание, сочувствие. 
Основана на умении представить себе, что происходит "внутри" человека. 
Сочувствие - отклик на чувства других, переживание этих чувств совместно; без зависти, искренне, близкие люди, друзья.
3. Аттракция - понимание другого человека, которое основано на привязанности , дружеских чувствах, любви.
4. Казуальная атрибуция - стремясь понять другого человека, пытаемся выстроить схему, понять мотивы поступков.
5. Идентификация -ставим себя на место партнера.
6. Рефлексия - осознание, самоанализ самого себя.




Типы собеседников

Участники общения могут рассматриваться как доминантный и недоминантный собеседник.
Доминантный собеседник: если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Если он что-либо объясняет, то буквально "втолковывает". Если выслушивает - непременно задает уточняющие вопросы. Лидирует в общении. Не всегда такая манера общения оказывается приятной. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы.
Умеет принимать на себя ответственность.
Недоминантный собеседник: чаще всего застенчив, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Склонен перекладывать ответственность на других.

Другая пара противоположностей в общении - мобильные и ригидные собеседники.
Мобильный собеседник: с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые легко сменяются другими. Для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия.
Ригидный собеседник: не сразу включается в беседу, ему нужно время, чтобы составить свой план. Идеальный слушатель, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером утомительно. В общении с таким собеседником не  стоит раздражаться и торопиться закончить разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное.

Экстраверты и интроверты также различаются в общении при взаимодействии.
Экстраверт: весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления. Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, "камня за пазухой не держит".
Интроверт: не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его иногда трудно понять, потому что иногда он ведет внутренний разговор с собой).  Многие кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу.