Постоянные читатели

воскресенье, 8 января 2017 г.

Политическая сфера

Правовое государство и гражданское общество

Сущность правового государства

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотребления со стороны власть имущих.

Верховенство права предполагает подчинению закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

В правовом государстве должны действовать правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие права человека.

Принцип правового государства

Принцип взаимной ответсвенности государства и личности

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество- совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Социальная подсистема - это первичный, основополагающий пласт гражданского общества. Она охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками

Блок 1. Удовлетворение потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитание детей, здоровье, общении. Первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижники.
Блок 2. Вторичные социальные группы - группы интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (группы занятий спортом и т.д.), совместного решения определенных проблем, выражения и защиты профессиональных демографических и других интересов.

Экономико-хозяйственная подсистема - возникает для удовлетворения материальных потребностей людей. Основа подсистемы - собственность, свободный труд, частичное предпринимательство. 

Духовно-культурная подсистема - удовлетворение потребностей людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация потребностей осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Исторический опыт, традиции, обычаи народа, нравственные ценности.

Политическая подсистема - муниципальные коммуны.  Власть на местах, местное самоуправление. 
Политические партии и общественно-политические движения.

Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти

Система социального партнерства - предоставление широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения. 

Общественная палата. Согласно закону "Об Общественной палате Российской Федерации" (2005 г.), она формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представителей общероссийских объединений, 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений.
Функции:
1. Проведение экспертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. 
2. Осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти.
Задача - поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение.





воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Политическая сфера

Основные понятия по теме "Государство"

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Основные теории происхождения государства
  • Теологическая (А.Августин). Государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле
  • Патриархальная (Аристотель; Р.Филмер). Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу
  • Классовая (К.Маркс; В.И.Ленин). Государство - продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов
  • Договорная (Г.Гроций; Ж.Ж. Руссо; Дж.Локк). Государство - продукт договора между людьми о защите их естественных прав
  • Теория насилия (Е.Дюринг; Л.Гумплович). Государство создаётся в процессе завоевания для подчинения побежденных
Признаки государства
  • Территориальная организация власти
  • Публичный характер власти
  • Суверенный характер власти
  • Принудительный характер власти
  • Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию
  • Обязательность членства в государстве
  • Претензия на представительство общества какцелого и защиту общих интересов и общего блага
Функции государства
Внутренние:
  • Политическая - государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
  • Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике
  • Социальная - государство осуществляет программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
  • Идеологическая - государство формирует гражданские и патриотические ценности через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
Внешние:
  • Участие в решении глобальных проблем
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Формы государства
Форма государства - устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование
Форма правления - определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти
Форма территориально-государственного устройства - определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей
Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стран государственной власти и управления


среда, 14 декабря 2016 г.

Социальная сфера

Молодежь в современном обществе.

Молодежь глазами учителей. (Авторы: Пяткова Дарья, Дзидзигури Тамара, Егорова Алёна, Пташный Матвей, Бебех Егор)


Ученик-подросток, подобен Юлию Цезарю. Это интеллектуал, который способен выполнять несколько задач одновременно.
Активный пользователь современных технологий, готовый осваивать снова и снова что-то новое. Всегда любознательный, креативный,  умеющий поддержать разговор, умеющий поддерживать своих одноклассников, открытый, качественно подходит к выполнению домашнего задания, высказывает свою точку зрения, уважает  учителя и его мнение, активное участвует в жизни класса и школы, умеет находится и работать в обществе, проявляет интерес к окружающему миру, готов отвечать и нести ответственность за свои поступки, умеющий слушать и слышать собеседника, регулярно посещающий школу, активно работающий на уроке и получающий от этой работы большое удовольствие.
Воспитанный, общительный, эрудированный, выполняющий обязанности и требования своего учителя - таков идеальный ученик.
Однако встречаются такие тинейджеры, которым трудно приспособиться к работе в коллективе, и учителя часто недовольны их грубостью и резкостью в поведении. Преподаватели полагают, что виной тому социальные сети, в которых современные подростки проводят большинство свободного времени, не имея, зачастую, реальных друзей и живого общения.
Учитель считает, что вся гордость его в учениках, в росте посеянных им семян, что школа - это мастерская, где формируются мысли учеников, которую надо крепко держать в руках, чтобы подрастающее поколение не выпустило из рук будущее.

“Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников.” - Талмуд

Учителя могут многому научиться у подростков:

  1. Хитрости (“Окей Google, почему когда на перемене перед контрольной я иду к кабинету, ученики говорят “шухер”?”)
  2. Преодолению трудностей (“Окей Google, почему ученики не любят когда я даю самостоятельную и не предупреждаю о ней?”)
  3. Принятию рационального решения (“Окей Google, почему спрашивать первого человека из списка, когда никто не поднимает руку, несправедливо?”)
  4. Нестандартному подходу к работе (Окей Google, как разнообразить задания, чтобы ученики не зевали на уроках?”)
  5. Выполнению невозможного (“Окей Google, как задать задание, ответа на которое нет в Гугле?”)
  6. Непосредственности (Окей Google, почему класс начинает смеяться, когда у меня звонит телефон?”)
  7. Свежему взгляду на жизнь( “Okey Google, как зарегистрироваться в “Одноклассниках” и что такое “лол”?”)
  8. Смотреть на жизнь под разными углами (“Окей… как там тебя… Google, почему ученики иногда называют себя углами больше 90 градусов?”)
  9. Сопереживанию( “Окей Google, как ученики одного класса пишут контрольную лучше того класса, который выполнял ее первым?”)
  10. Следить за модой (“Окей Google, что-такое лабутены?”)
  11. Быть в курсе всех новинок (пользоваться функцией "Окей Google”)
Отображается файл "Ученикглазамиучителя.JPG"

среда, 30 ноября 2016 г.

Социальная сфера

Институт брака и семьи

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

Выделяют функции института семьи:

  • Социализация ( воспитательная )
  • Сексуальная
  • Социально - статусная
  • Репродуктивная
  • Эмоционально - психологическая
  • Хозяйственно - экономическая

Типы семей: 
по форме брака:
а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);
б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);
в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами);
по составу:
а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);
б) сложные – включают представителей нескольких поколений;
 по количеству детей:
а) бездетные;
б) однодетные;
в) малодетные;
г) многодетные (от трех и более детей);
по этапам цивилизационной эволюции:
а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;
б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.


Семья, как социальный институт, как малая группа:

Проблемы развития семьи:

1. Малодетность
2. Однополые браки
3. Разводы
4. Социальное сиротство 
5. Ослабление контроля со стороны родителей



Социальная сфера

Демографическая ситуация в современной России

Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Центры изучения демографии в современной России:
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
  • Управление статистики населения и здравоохранения Росстата
  • Центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ
  • Кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ
  • Сектор демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований

Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность и миграция.
Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Сбор информации возможен четырьмя способами:
  • Переписи населения;
  • Текущий учет естественного движения населения;
  • Текущие регистры населения (списки, картотеки);

среда, 19 октября 2016 г.

Социальная сфера

Этнические общности

Этнос - (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этноса; нередко этносы образуются и из разноязычных групп (например, многие нации Америки). В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами. 



Этническое самосознание-  осознание своего единства и отличия от других этнических групп. 
Функции этноса:
1. Дает человеку информацию, которая ориентирует его в окружающем мире
2. Устанавливает жизненные ценности
3. Защищает человека как социально, так и физически
4. Обеспечивает человеку стабильность, т.к. этнос существует долгое время, и каждый человек обладает этническим статусом, которого его нельзя лишить.

Дифференциация - стремление к национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т.д.
Интеграция - расширение связей между нациями, восприятие опыта других народов.

Национализм - проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, которая практически всегда дополняется недоверием к чужим этническим общностям и отказом им в праве на существование.

Признаки межнационального конфликта:
1. Появление недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих национальных групп.
2. Возникновение межнациональной напряженности.
3. Формирование установок на участие в тех или иных формах протеста.
4. Низкая оценка статуса своей национальной группы большинством ее представителей.

Принципы гуманистической национальной политики

1. Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов.
2. Признание прав каждого народа на самоопределение.
3. Приорететность прав человека над любыми интересами суверенности и автономии.
4. Неприятие любых форм национального шовинизма





Социальная сфера

Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение.

1. Социальные нормы и ценности

Нормы:
  • Правила, предписания, требования и ожидания соответствующего поведения, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы
  • Регулируют социальные взаимодействия всех видов
  • Выступают абстрактной моделью социальных взаимодействий
  • По отношению к индивиду – мера поведения
  • Со стороны общества – масштаб оценки этого поведения\
Санкция - награда или наказание, одобрение или порицание.

Ценности - положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).

2. Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение - это поведение, которое не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

Виды:

  • Абсолютные отклонения – нарушения нормсправедливых абсолютно для всех без исключениячленов общества
  • Относительные отклонения – действия или поведениене соответствующее ожиданиям лишьнекоторых социальных индивидов или некоторых социальных групп

Варианты адаптации индивида к общественным условиям:

  • Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
  • Новаторство -  проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.
  • Ритуализм - упорное следование определенным традиционным способам поведения при полном абстрагировании от целей, которые должен был осуществлять данный образ действий (способ поведения) или при игнорировании соответствующих ценностей для данной культуры
  • Ретризм уход от выполнения социальных- норм, от социального взаимодействия
  • Мятеж - массовое стихийное или организованное выступление соц. групп, направленное против существующего соц.-экон. порядка или властей, как правило, с применением насилия

2. Социальный контроль

  • Способ саморегуляции социальной системы
  • Система предписанийзапретовубеждениймер принуждения

Виды:

  • Внешний социальный контроль
  • Внутренний социальный контроль