Постоянные читатели

среда, 19 октября 2016 г.

Социальная сфера

Этнические общности

Этнос - (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этноса; нередко этносы образуются и из разноязычных групп (например, многие нации Америки). В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами. 



Этническое самосознание-  осознание своего единства и отличия от других этнических групп. 
Функции этноса:
1. Дает человеку информацию, которая ориентирует его в окружающем мире
2. Устанавливает жизненные ценности
3. Защищает человека как социально, так и физически
4. Обеспечивает человеку стабильность, т.к. этнос существует долгое время, и каждый человек обладает этническим статусом, которого его нельзя лишить.

Дифференциация - стремление к национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т.д.
Интеграция - расширение связей между нациями, восприятие опыта других народов.

Национализм - проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, которая практически всегда дополняется недоверием к чужим этническим общностям и отказом им в праве на существование.

Признаки межнационального конфликта:
1. Появление недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих национальных групп.
2. Возникновение межнациональной напряженности.
3. Формирование установок на участие в тех или иных формах протеста.
4. Низкая оценка статуса своей национальной группы большинством ее представителей.

Принципы гуманистической национальной политики

1. Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов.
2. Признание прав каждого народа на самоопределение.
3. Приорететность прав человека над любыми интересами суверенности и автономии.
4. Неприятие любых форм национального шовинизма





Социальная сфера

Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение.

1. Социальные нормы и ценности

Нормы:
  • Правила, предписания, требования и ожидания соответствующего поведения, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы
  • Регулируют социальные взаимодействия всех видов
  • Выступают абстрактной моделью социальных взаимодействий
  • По отношению к индивиду – мера поведения
  • Со стороны общества – масштаб оценки этого поведения\
Санкция - награда или наказание, одобрение или порицание.

Ценности - положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).

2. Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение - это поведение, которое не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

Виды:

  • Абсолютные отклонения – нарушения нормсправедливых абсолютно для всех без исключениячленов общества
  • Относительные отклонения – действия или поведениене соответствующее ожиданиям лишьнекоторых социальных индивидов или некоторых социальных групп

Варианты адаптации индивида к общественным условиям:

  • Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
  • Новаторство -  проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.
  • Ритуализм - упорное следование определенным традиционным способам поведения при полном абстрагировании от целей, которые должен был осуществлять данный образ действий (способ поведения) или при игнорировании соответствующих ценностей для данной культуры
  • Ретризм уход от выполнения социальных- норм, от социального взаимодействия
  • Мятеж - массовое стихийное или организованное выступление соц. групп, направленное против существующего соц.-экон. порядка или властей, как правило, с применением насилия

2. Социальный контроль

  • Способ саморегуляции социальной системы
  • Система предписанийзапретовубеждениймер принуждения

Виды:

  • Внешний социальный контроль
  • Внутренний социальный контроль




среда, 28 сентября 2016 г.

Социальная сфера

Социальные статусы и роли

1. Что такое социальный статус личности

Статус человека- это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным прохождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности. 

Предписанный статус не зависит от личности, дан от рождения.
Достигаемый статус- это статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия.
Престиж- это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
Авторитет - это степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

2. Социальные роли личности

Социальная роль- это ожидание, предписание соответствующего статусу поведения.
Ролевой набор- совокупность ролей, выполняемых человеком.
Ролевой конфликт- напряженные отношения. Возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудно совместимых ролей.

3. Социализация личности

Социализация- процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. 

4. Социальная адаптация

Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Социальная сфера

Социальные институты


1. Что такое социальный институт?


Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

2. Типы социальных институтов


Главные (удовлетворение базовых потребностей людей)

Неглавные выполняют более частные задачи, входят в основные институты.

3. Функции социальных институтов
1. Явные (открыто определяются, фиксируются в законах, программах, уставах, закрепляются в системах социальных статусов.)
2. Скрытые (могут приобретать негативный характер; вытекают из явных)

4. Социальная инфраструктура


Инфраструктура - это составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.

Социальная инфраструктура - это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
В социальную инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.  




пятница, 9 сентября 2016 г.

Как я провела лето. Групповая сплоченность (работа в лагере). Функции семьи, как малой группы(я и моя семья). Самосознание(наедине с собой).

Лето- лучшее время года. Наконец-то начинаются долгожданные всеми каникулы, это значит, что можно заниматься любимыми делами не беспокоясь о том, что нужно делать домашнее задание или готовиться к контрольной работе. Моё лето 2016 было очень насыщенным, и я готова поделиться с вами самыми яркими моментами моих каникул.

1. Июнь.Групповая сплоченность. 
Лето- это масса свободного времени, которое хочется провести с пользой. Мои каникулы начались в нашем школьном лагере. Я и несколько моих одноклассников были там в качестве вожатых. Мы были отличной сплоченной командой, которая преследовала цели- радостные детские улыбки и удовольствие детей от пребывания в лагере. Я и ребята занимались организацией различных мероприятий и квестов. Мы активно делились интересными идеями и мнениями друг с другом, получали позитивные эмоции во время обсуждений и репетиций, увлекались процессом подготовки отрядных уголков. Наша деятельность требовала тесного взаимодействия, поэтому работали одной дружной компанией. Каждый из нас чувствовал ответственность перед друг другом, поэтому, если было необходимо, мы оказывали помощь и поддержку внутри вожатского коллектива.  Я думаю, что мы успешно воплотили все наши задумки. Итог- сплоченная группа, довольные дети, мы счастливы!:)


2.Июль. Особенности семьи как малой группы (Функции семьи: хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная). 
Семья- для каждого человека это особое слово, которое вызывает самые разные эмоции. С точки зрения обществознания, семья- это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Каждая семья выполняет функции, имеющие определенные социальные последствия.
В июле я поехала в гости к любимой бабушке. Ежедневно она учила меня готовить вкусные блюда, вместе мы ходили в сад, где я получала различные указания. По выходным нас посещали моя мама и дядя с семьей, поэтому бабушка отправляла меня в магазин за продуктами, пока она делала работу по дому. 
Семья всегда находится на первом месте для меня, поэтому время, проведенное вместе с семьей, дарит мне заряд уверенности и тепла. Каждую субботу мы собирались за большим столом и рассказывали друг другу интересные истории, играли в различные настольные игры, смеялись, обсуждали совместные планы, пересматривали семейные альбомы. А по воскресеньям мы ходили в походы, где пели песни, фотографировались, собирали грибы и ягоды,  купались в озерах.
Спасибо моим родным за то, что я получаю огромную поддержку и любовь, именно это придает мне силы и уверенность в себе.

3. Август. Самосознание.
Давно мечтала разобраться в себе, ведь оценка своих качеств, знание о себе- это важная часть становления личности.
В конце моих летних каникул, я самостоятельно решила заняться самосовершенствованием. Прочитав немало произведений, я начала рассуждать о жизни, пришла к выводу, что только я ответственна за свои действия и принимаемые решения. Я подумала, что я смогу сделать в 11 классе, после изучения самой себя.
Отдых подошел к концу, я оценила собственные возможности и поставила перед собой определенные цели, в этом году буду стараться раскрыть весь творческий потенциал своей личности.

Лето 2016 зарядило меня энтузиазмом и энергией, я готова работать над собой и получать знания.





Социальная сфера

Социальная структура и социальные отношения


1. Социальная стратификация

  • Социальная дифференциация - разделение обществ на различные социальные группы ("дифференциация" = "различие").
  • Социальное неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.
Возможно ли устранение социального неравенства?
По моему мнению, нет. Социальное неравенство существовало во все исторические периоды, оно подобно скелету выстраивает классовую иерархию, что служит основой общества. 
Социальное неравенство- стимул для развития низших слоев населения, оно создает производительные силы общества.
Я считаю, что разные способности людей являются одной из причин социального неравенства. Более способные всегда оказываются на верхушке.
Однако, если мы не можем полностью устранить социальное неравенство, мы в праве смягчить его воздействие.
  • Страта – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
Исторические типы стратификационных систем

2. Взгляды философов на проблему неравенства
К.Маркс
Главная форма социальной стратификации - общественный класс.
Главный классообразующий признак- отношения собственности на средства производства.
Классы- пролетариат и буржуазия.
Экономические факторы определяют классовую стратификацию общества.
Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

М.Вебер
Социальная структура- классы.
Экономический критерий- богатство, т.е. накопленный доход.
Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т.е. возможность получить общественные блага.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для человека группы, названные им статусными.
Классы различаются жизненными шансами, статусные группы- стилем (образом) жизни. 
Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти.
Верберовский подход основывается на на трех главных критериях- собственность, престиж, власть.

3. Социальная мобильность и социальные "лифты"
Социальная мобильность- переход людей из одних общественных групп в другие.
Человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компании), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

  • Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства).
  • Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.

1. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
2. Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальные "лифты":
1. Армия
2.Церковь
3.Школа

4.Люмпены и маргиналы
  • Люмпены- люди, опустившиеся на дно общественной жизни (бродяги, нищие, бомжи). Это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.
  • Маргинальные слои- группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации- массовая миграция из села в город (1920-е - 1930-е гг.)



четверг, 5 мая 2016 г.

Взаимоотношения в ученических группах

Наш класс - это формальная малая группа.
Давайте рассмотрим, какие взаимоотношения могут возникать в ученической группе. Благодаря школьному классу, в котором подростки проводят большую часть своей жизни, можно проследить развитие деловых и эмоциональных межличностных отношений, симпатий и антипатий, интенсивность личных контактов, удовлетворенность личности группой.

Данная малая группа преследует цели - получение определенных знаний, усвоение умений, навыков, способов деятельности. Учебно познавательная деятельность обуславливает общение учащихся и складывающиеся на его основе межличностные отношения

У  школьного класса есть свои ступени роста. (Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел)
Учащимся, чтобы встать на новую ступень, необходима выработка и усвоение групповых норм и ценностей.

Классные и внеклассные ученические объединения ставят учащихся в различные позиции по отношению друг к другу. Например, в разных объединениях один и тот же человек может занимать разное положение.
Каждая временная группа - новая социальная ситуация в жизни подростка. А то есть это: новый статус, новая роль, новые личностные приобретения.
С помощью таких временных групп у подростка остается заметный след в формировании личности, что оказывает влияние на его поведение, деятельность в классе.
Особо значимы для учащихся неформальные группы- группы приятелей и друзей.
В этих группах ценится открытость отношений, искренность, независимость, свобода самовыражения.